МБУ "Школа №90"
Школьный портал
       
Конспект открытого урока русского языка «Повторение по теме «Имя прилагательное»
Администрация

 Проведён 28.01.11 в 6 «В» классе
2010 – 2011 уч. г.

 Составила учитель русского языка

                                                                             и литературы  Кириченко О.Н.

                                                                     Присутствовали:

Фадеева Н.П.

Найдёнова Т. Н.

Таланцева В.Ю.

 Клабукова М.В.

Тема: «Повторение по теме «Имя прилагательное»

Цели:

1.     Закрепить знание отличительных особенностей имён прилагательных; орфографических правил, связанных с правописанием  прилагательных; формировать умения отличать имя прилагательное  от слов других частей  речи.

2.     Развивать умения составлять словосочетания с прилагательными; объяснять орфограммы, связанные с правописанием прилагательных; составлять текст.

3.     Воспитывать чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

·        знание учащимися отличительных свойств имён прилагательных;

·        умение грамотно писать прилагательные, составлять словосочетания с прилагательными, составлять текст.

Тип урока: урок повторения и систематизации изученного.

Форма урока:  урок – заочная экскурсия

 Место урока в календарно-тематическом планировании: урок №114 по КТП после изучения темы «Имя прилагательное».

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диски с проектами учащихся и учителя (презентации учащихся о правилах правописания имён прилагательных, презентация учителя для заочной экскурсии к храму Покрова на Нерли), толковые словари.

Предварительная работа: индивидуально-дифференцированные задания учащимся (создание презентаций о правилах правописания имён прилагательных). 

Словарно-семантическая работа: экскурсия, митрополит, патриарх, зодчество, пьедестал, архитектор, ландшафт, крестовокупольный храм.

Ход урока

I.                  Организационный момент.

II.               Сообщение темы, целей урока.

Сегодня на уроке, ребята, мы совершим с вами заочную экскурсию к известному древнерусскому памятнику. В пути мы будем применять орфографические правила, связанные с написанием прилагательных, составлять словосочетания с прилагательными, составлять тексты, пробовать себя в роли экскурсоводов. Но чтобы дорога была лёгкой и интересной, нам нужно вспомнить отличительные особенности прилагательных, орфографические правила, связанные с написанием прилагательных.

III.             Актуализация опорных знаний.                                                          Выступление учащихся с презентациями

(Класс заранее был разделён на 4 группы).

1 группа. «Правописание суффиксов прилагательных -к-, -ск-».

2 группа. «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных».

3 группа. «Правописание НЕ с прилагательными».

4 группа. «Правописание сложных прилагательных».

IV.           Слово учителя.                                                                                                Сегодня мы совершим экскурсию в удивительное место, в Подмосковье.

Ребята, что такое экскурсия?

Экскурсия –

1.     Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.

2.     Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.

Итак, мы сегодня совершим заочную экскурсию – экскурсию образовательную.

 Наше судно 12 века идёт по по Клязьме. Мы останавливаемся в том месте,  где она сливается с рекой Нерль, и видим старинную церковь необыкновенной красоты.

Церковь Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм называют поэмой в камне, тихой мелодией или прощальной песней. Его построил в память о своём погибшем сыне Изяславе князь Андрей Боголюбский.

Давайте же поближе познакомимся с этим удивительным памятником русского зодчества.

V.               Работа в группах.

Сейчас каждая экскурсионная группа получит своё задание, и через 5 – 7 минут представители группы откроют перед нами одну из страничек славной истории этого храма.

VI.           Физкультминутка.

1.     Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (повторить 3 раза).

2.     Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до5). Повторить 3 раза.

3.     В среднем темпе проделать 3 -4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Посмотреть вдаль. Повторить 1 -2 раза.

VII.        Коллективная работа.

После того как работа в группах закончена, начинается экскурсия:

1.     «Собиратель древностей» диктует словосочетания. Весь класс записывает в тетради словосочетания под его диктовку.

2.     «Путешествующий учёный» объясняет написание прилагательных.

3.     «Толкователь слов» объясняет лексическое значение словарных слов.

4.     «Экскурсовод» проводит экскурсию, опираясь на словосочетания, пользуясь компьютерной презентацией. 

 

Текст № 1.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают её постройку с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. Храм был посвящён новому на Руси празднику – Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем Андреем Боголюбским без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха. Главный храм Владимира, Успенский собор, тоже был посвящён Богоматери, в отличие от киевского, новгородского, полоцкого и псковского храмов.

 

Митрополит - первый по древности епископский титул в Церкви.

Патриарх - церковный сан высшего иерарха некоторых христианских церквей.

Текст № 2.

Сложную задачу предложил зодчим князь Андрей Боголюбский: нужно было построить храм среди обширных пойменных лугов. Поэтому пришлось насыпать искусственный глиняный холм, а уже на нём, как на величественном пьедестале, возводить белокаменный храм.

Иногда во время весеннего разлива вода подступала  к стенам церкви, и тогда над водной гладью, словно белоснежная свеча, высился удивительный храм.

Вглядитесь в его очертания и вы почувствуете, что это не царственный дворец и не мужественная крепость. Это скромная обитель, напоминающая о быстротечности жизни.

 

Зодчий - строитель, архитектор.

Пьедестал - то же, что и постамент; художественно оформленное основание, на котором устанавливают произведения: скульптуру (статую, скульптурную группу, бюст), вазу, обелиск и т. п.

 

 

Текст № 3.

Эта небольшая церковь кажется почти скульптурным сооружением, вовсе не каменным и как будто невесомым. Неизвестные архитекторы смогли решить далеко не простую задачу и создать храм, который кажется воплощением несбыточной мечты о немыслимом счастье и гармонии. Неискренний и невежественный человек никогда не почувствует необычайной атмосферы этого удивительного места, которое вот уже девятое столетие не громкими призывами, а тихим шёпотом воды и почти нереальным шелестом трав учит нас любви и милосердию.

Архитектор - зодчий, специалист по проектированию и сооружению зданий.

 

Текст № 4.

Храм Покрова на Нерли – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный храм. Существующая луковичная глава установлена в 1803 году, она сменила древний шлемовидный купол. Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба.

Словно трепетно-нежный и лучезарно-радостный цветок, неожиданно возникший посреди спокойного и мягкого ландшафта, возвышается эта удивительная церковь, прославляющая мирный труд и безгрешно-чистую красоту истины.

Крестовокупольный четырёхстолпный храм – четырёхстолпное церковное здание с пониженными угловыми частями, подчёркивающими центральный планировочный крест.

Ландшафт - характер местности.

VIII.    Работа по развитию речи.

Задание (на доске)

Исправьте грамматическую ошибку.

Храм Покрова на Нерли красив и удивительный.

(Ошибка в согласовании. Храм Покрова на Нерли красив и удивителен).

IX.           Подведение итогов урока.

1.     Беседа.

·        Какие орфографические правила мы повторяли сегодня на уроке?

·        С каким архитектурным памятником познакомились?

·        Что нового вы узнали?

·        Что было интересного?

2.     Оценки за урок.

Оценки получают учащиеся, составившие и представившие презентации по правилам; «путешествующим учёным», «экскурсоводам»  каждой группы оценки выставляют сами учащиеся. Остальные учащиеся класса сдают тетради на проверку, после чего им тоже будет выставлена оценка за работу на уроке.

X.               Домашнее задание.

1.     Используя прилагательные, написать сочинение – рассуждение на тему: «Какие чувства и мысли вызвало у меня «посещение» храма Покрова на Нерли?»

2.     Подготовиться к диктанту.

Текст № 1.

(Повторим правописание суффиксов прилагательных –к-, -ск-)

Задания.

1)    Один из участников группы  выполняет роль «путешествующего учёного». Он разъясняет орфограмму «Правописание суффиксов прилагательных –к-, -ск-».

2)    Все участники группы (один будет представлять команду как «собиратель древностей» ) выписывают словосочетания, в которых есть прилагательные с суффиксами  –к-, -ск-.

3)    Один из участников выступает в роли «толкователя слов», он  объясняет лексическое значение подчёркнутых слов.

4)    Один из участников готовится выступать  в роли «экскурсовода» и пересказать текст, основываясь на словосочетания, используя слайды № 1, 2, 3, 4 презентации.

 

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают её постройку с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. Храм был посвящён новому на Руси празднику – Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем Андреем Боголюбским без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха. Главный храм Владимира, Успенский собор, тоже был посвящён Богоматери, в отличие от киевского, новгородского, полоцкого и псковского храмов.

 

 

Текст № 2.

(Повторим правописание Н – НН в  суффиксах прилагательных)

Задания.

1.     Один из участников группы  выполняет роль «путешествующего учёного». Он разъясняет орфограмму «Правописание Н – НН в  суффиксах прилагательных».

2.     Все участники группы (один будет представлять команду как «собиратель древностей» ) выписывают словосочетания, в которых есть прилагательные с орфограммой «Н – НН в  суффиксах прилагательных».

3.     Один из участников выступает в роли «толкователя слов», он  объясняет лексическое значение подчёркнутых слов.

4.     Один из участников готовится выступать  в роли «экскурсовода» и пересказать текст, основываясь на словосочетания, используя слайды №  5, 6 презентации.

 

Сложную задачу предложил зодчим князь Андрей Боголюбский: нужно было построить храм среди обширных пойменных лугов. Поэтому пришлось насыпать искусственный глиняный холм, а уже на нём, как на величественном пьедестале, возводить белокаменный храм.

Иногда во время весеннего разлива вода подступала  к стенам церкви, и тогда над водной гладью, словно белоснежная свеча, высился удивительный храм.

Вглядитесь в его очертания и вы почувствуете, что это не царственный дворец и не мужественная крепость. Это скромная обитель, напоминающая о быстротечности жизни.

Текст № 3.

(Повторим правописание НЕ  с прилагательными)

Задания.

1.     Один из участников группы  выполняет роль «путешествующего учёного». Он разъясняет орфограмму «Правописание НЕ  с прилагательными».

2.     Все участники группы (один будет представлять команду как «собиратель древностей» ) выписывают словосочетания, в составе которых есть прилагательные с орфограммой «Правописание НЕ  с прилагательными».

3.     Один из участников выступает в роли «толкователя слов», он  объясняет лексическое значение подчёркнутых слов.

4.     Один из участников готовится выступать  в роли «экскурсовода» и пересказать текст, основываясь на словосочетания, используя слайд № 7 презентации.

Эта небольшая церковь кажется почти скульптурным сооружением, вовсе не каменным и как будто невесомым. Неизвестные архитекторы смогли решить далеко не простую задачу и создать храм, который кажется воплощением несбыточной мечты о немыслимом счастье и гармонии. Неискренний и невежественный человек никогда не почувствует необычайной атмосферы этого удивительного места, которое вот уже девятое столетие не громкими призывами, а тихим шёпотом воды и почти нереальным шелестом трав учит нас любви и милосердию.

Текст № 4.

(Повторим правописание сложных прилагательных)

Задания.

1.     Один из участников группы  выполняет роль «путешествующего учёного». Он разъясняет орфограмму «Правописание сложных прилагательных».

2.     Все участники группы (один будет представлять команду как «собиратель древностей») выписывают словосочетания, в составе которых есть сложные прилагательные.

3.     Один из участников выступает в роли «толкователя слов», он  объясняет лексическое значение подчёркнутых слов.

4.     Один из участников готовится выступать  в роли «экскурсовода» и пересказать текст, основываясь на словосочетания, используя слайды №  8, 9 презентации.

Храм Покрова на Нерли – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный храм. Существующая луковичная глава установлена в 1803 году, она сменила древний шлемовидный купол. Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба.

Словно трепетно-нежный и лучезарно-радостный цветок, неожиданно возникший посреди спокойного и мягкого ландшафта, возвышается эта удивительная церковь, прославляющая мирный труд и безгрешно-чистую красоту истины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  Главная    
Яндекс.Метрика