МБУ "Школа № 90" |
![]() |
![]() Электронный дневник учащегося доступен в системе АСУ РСО. Для входа в систему введите имя пользователя и пароль.
Министерства науки и высшего образования Администрация г.о. Тольятти Внимание! На сайте размещены документы в формате PDF. Для их просмотра Вам необходимо скачать и установить на свой ПК бесплатную программу: |
Конспект урока русского языка по теме «Междометия как часть речи». 7 класс
Администрация
Составила учитель русского языка и литературы Соколова Наталья Васильевна обучающая – дать понятие междометия как части речи, определить роль междометия в языке; развивающая – развивать способности к исследовательской самостоятельной и творческой деятельности, коммуникативные компетентности учащихся; воспитывающая – воспитывать интерес к изучению предмета, доброжелательность и стремление к позитивным действиям, позволяющим стать здоровыми, успешными и счастливыми в жизни. Тип урока: комбинированный, изучение нового материала. Оборудование: проектор, интерактивная доска, маркеры для интерактивной доски, карточки с разноуровневыми заданиями. Ход урока: I. Организационный момент. Цель: создание комфортного микроклимата, активизация внимания учащихся. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас удивительный урок-путешествие в новую страну большой планеты Морфология. В путешествие с нами отправятся и гости нашего урока. Сумеем ли мы правильно ориентироваться в пути? Проверим нашу готовность! Нам предстоит разгадать кроссворд, ответив на все вопросы, вы прочитаете слово в выделенных клеточках. Это и будет название страны, куда мы отправимся. II. Разгадка кроссворда. (Приложение 1) Цель: повторение изученных частей речи, активизация мыслительной деятельности, поощрение позитивных действий учащихся. (На экране кроссворд, ученик, давший правильный ответ, выходит к интерактивной доске и вписывает слово.) Вопросы к кроссворду:
- Ребята, у нас осталась одна неразгаданная буква. Назвав её, вы прочитаете слово, обозначающее часть речи. (Ребята называют букву «ж» и читают слово «междометие») Кроссворд разгадан, вы сможете хорошо ориентироваться на большой планете Морфология, и мы не собьёмся в пути. Итак, тема нашего урока-путешествия – «Междометие». Цель – познакомиться с междометием как частью речи и его назначением в языке, научиться отличать междометия от самостоятельных и служебных частей речи, распознавать междометия в тексте и употреблять их в своей речи, правильно ставить знаки препинания в предложениях с междометиями. Физминутка – дыхательная гимнастика. Цель: релаксация перед изучением нового материала. - Представьте, что вы летите в самолёте, можете закрыть глаза, чтобы лучше прочувствовать. Вдохните носом и выдохните, произнося долгий звук «у-у-у». (4-5 раз) III. Изучение новой темы. Цель: знакомство с междометием как частью речи, повышение интереса к изучению нового материала через театрализованную подачу, развитие способностей к исследовательской самостоятельной деятельности. - Мы прилетели. Ребята, кто нас встречает? (Выбегает ученик, на рубашке приколоты карточки со словами «ах», «ох», «ужас», «батюшки». - Кто ты? - Междометие. - А ребята тебя не знают. Объясни им, пожалуйста, что такое «междометие»! - Батюшки! Караул! Как можно жить на свете, не зная междометий? - Ты лучше здесь нас не смеши, а про себя нам расскажи! - Я часть речи очень занимательная, ни служебная и ни самостоятельная, чувства порождаю: настроения и побуждения, но их не называю, а почему, сама не знаю. Да вы можете обо мне подробно узнать, если прочитаете в учебнике § 70. - Что ж, ребята, воспользуемся этим полезным советом! (самостоятельное изучение материала) - Что ещё вы узнали о междометии? (Ребята говорят, что междометия бывают производными и непроизводными, не изменяются, не являются членами предложения, могут употребляться в значении других частей речи, принимая конкретное лексическое значение и становясь членом предложения, приводят примеры. Междометие – характерная принадлежность разговорного стиля. В художественных произведениях междометия используются обычно в диалогах.) IV. Закрепление темы. Цель: формирование умения определять роль междометий в предложениях, интонационно выделять междометия, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями. 1. Выполнение упражнения 415. Цель работы: выработка умения определять значение, выражаемое междометием. Выполняется по вариантам, 2 ученика выполняют у доски. 1 вариант – выписывает предложения с междометиями, выражающими чувства, настроения. 2 вариант – выписывает предложения с междометиями, выражающими побуждения. - Какими знаками препинания выделяются междометия на письме? Как мы выделяем междометия в устной речи? 2. Игра «Кто больше?». Цель работы: обучение уместному употреблению междометий в речи. (На экране слова «радость», «огорчение», «удивление», «восторг», «досада», «побуждение к действию».) Задание: Выберите любые 4 слова, обозначающие состояние души, и напротив запишите возможные варианты междометий, выражающие эти состояния. Опрос 3-4 учащихся. (Примерные ответы: радость – ах, о, ура, браво…; огорчение – ох, эх, ужас…; удивление – ну, ба, ого, ещё бы, эге…; восторг – ах, отлично, здорово…; досада – увы, эх, чёрт возьми…; побуждение к действию – цыц, стоп, бай-бай, ну-ка…) 3. Сравни и сделай вывод. Цель работы: формирование умения отличать производные междометия от самостоятельных частей речи. - Ребята, какие междометия называются производными? (На доске записаны два предложения: 1) Батюшки! Какая встреча! 2) Батюшки шли к монастырю.) - В чём различие употребления слова «батюшки» в этих предложениях? (В первом предложении слово «батюшки» - производное междометие, т.к. произведено от существительного, выражает восторг, не изменяется, не является членом предложения. Во втором предложении слово «батюшки» - существительное, имеет конкретное лексическое значение, морфологические признаки существительного, является членом предложения.) - Придумайте подобные примеры и запишите в тетрадь: 1 вариант – со словом «караул», 2 вариант – со словом «кошмар». Опрос 3-4 учащихся, 2 ученика работают у доски. (Примерные ответы: Караул! Спасайся, кто может! Почётный караул стоит у могилы Неизвестного солдата. Кошмар, я всю ночь не спала! Мне приснился кошмар.) 4. Выполнение упражнения 416. Цель работы: формирование умения находить в предложении междометия, употребляемые в значении других частей речи, определять синтаксическую роль. (Один ученик выполняет задание у доски.) 5. Самостоятельная работа по карточке с разноуровневыми заданиями. (Приложение 2) Цель работы: формирование умения распознавать междометия в тексте; определять значение, выражаемое междометием; определять, от каких частей речи они образованы; правильно расставлять знаки препинания. V. Подведение итогов урока. Выставление оценок, комментирование. - Наш урок-путешествие подошёл к концу. Подведём итоги. 1) Что такое междометие, и какое место оно занимает среди других частей речи? 2) Какие междометия называются производными? 3) Какими знаками препинания выделяются междометия на письме? Как они выделяются в устной речи? 4) Какие междометия вы произносите, когда хорошо знаете урок и получаете оценку «отлично», «хорошо»? - Я желаю вам, чтобы и впредь в вашей речи чаще звучали междометия, выражающие радость, восторг, радостное удивление. VI. Домашнее задание. Прочитать § 70 на стр. 186, выучить определения и выполнить письменное задание на выбор. • Выпишите из стихотворений С.А. Есенина предложения с междометиями и определите, какие чувства они выражают. • Составить диалог на тему «На уроке» с использованием междометий. Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти «Школа №90» (ИНН ), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт. Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ «Школа №90» с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Любое копирование, использование, распространение, публикация на других сайтах и в социальных сетях, а также передача персональных данных несовершеннолетних, опубликованных на официальном сайте МБУ «Школа №90», без письменного согласия родителей (законных представителей) будут являться нарушением законодательства Российской Федерации. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности нашего сайта.
|
|
Главная |