МБУ "Школа №90"
Школьный портал
       
К родительскому собранию в 9-х классах.
Администрация

 

(рекомендации психолога по психологической подготовке родителей к экзамену)


     Специальные исследования показывают, что в период экзаменов испытанию подвергаются не только знания, но и здоровье детей. Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим нервным потрясением.      Экзаменационный стресс снижает сопротивляемость организма к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся. Тестовые экзамены имеют ряд преимуществ перед устными и письменными.
Само понятие «экзаменационный стресс» существует давно. По мнению психологов и медиков, он порождается
o       интенсивной умственной деятельностью, статической нагрузкой из-за ограничения двигательной активности;
o       нарушением режима сна и отдыха, питания
o       отрицательными переживаниями.
По данным, приведенным в работе «Школа и психическое здоровье учащихся»
за экзаменационный период
·        Масса тела уменьшается на  48%  у юношей (60% у девушек)
·        Увеличивается до 140-150 мм. рт. ст. артериальное давление
·        Обостряются кожные заболевания
на самом экзамене:
·        сужение или расширение сосудов,
·        изменение ритма дыхания, состава крови и слюны,
·        усиленное потоотделение
«Группа риска» -
1.           С ослабленным здоровьем (особенно с отклонением от нормального в нервном и психическом плане)
2.           Неуверенные, тревожные, мнительные, с высоким чувством ответственности учащиеся (а таких много и среди отличников и хорошо успевающих).
       У девятых классов, впервые сдающих экзамены, наблюдаются отрицательные эмоции («боязнь», «неуверенность», «неприязнь», «страх»).
Профилактика экзаменационного стресса имеет три этапа:
I  Начинается задолго до экзаменов и адресован учителям:
1)      повысить качество обучения (именно от этого зависит выбор предметов для дополнительных экзаменов и успешная подготовка к обязательным).
2)      "Плавно готовить к экзаменам"(в течение всего учебного года, а не на бесчисленных консультациях весной).
3)      Не запугивать учеников и родителей экзаменами.
II  Адресован школьникам и родителям:
     Начинается непосредственно перед экзаменами и в период подготовки к ним.
1)      Учащимся нужно подробно обрисовать атмосферу экзаменов, объяснить буквально все: почему на устном экзамене отвечают сидя, как следует одеться, как брать билет и т. д.
2)      Помочь распределить время для подготовки.
3)      Сказать о значении полноценного сна и питания.
4)      Напомнить о двигательном режиме (прогулки, спорт - антистрессоре).
Работа с родителями:
1)      Необходимо предостеречь от переоценки возможностей детей и гиперпрогнозов по итогам экзаменов;
2)      Объяснить их роль в создании условий для подготовки экзаменов дома - соблюдение режима сна и питания, внимание, участие, психологическая поддержка.
3)      Посоветовать проиграть заранее возможные стрессовые ситуации (забыл что-то, получил «не ту» оценку, заболел, не сдал) и подсказать разумные пути выхода из них.
4)      Не нагружать своими собственными проблемами.
III Сам экзамен.
     Для учащегося это «пик страха». Он блокирует память, интеллект, парализует волю. Поэтому часто наблюдаются слезы, провалы в памяти, иногда обмороки.
Учителю следует предвидеть все возможные чрезвычайные происшествия, чтобы определить свою реакцию на них. Например, ученик опоздал на экзамен - не испепелять взглядом, а иногда и словом. Ученица растерялась, нервничает, плачет, просит второй билет - подойти, помочь, ободрить, не сохранять ледяное равнодушие. Пришли представители из вышестоящих организаций - сохранять спокойствие,  не заражать своим страхом детей.


Важно:
o       Помочь ребенку выбрать экзамен (по возможности для него самого, по успешности знаний того или иного предмета, по нехватке знаний в том или ином предмете, по «лености»)
o       Не стесняться на своем примере рассказать о положительном (отрицательном) опыте сдачи своего первого экзамена.
 
  Главная    
Яндекс.Метрика