МБУ "Школа № 90"
Статья «Святой Александр Невский: время и современники»
Администрация

Городские Покровские образовательные чтения

     Научно-практическая конференция  

     «Святой Александр Невский: время и современники»

Автор -  Орлова  Валентина Романовна. Учитель истории и обществознания МБУ школа №90. Название. Экскурсии-как средство патриотического воспитания подрастающего поколения.

Цель: показать значимость экскурсионной работы для приобщения  учащихся к культурному и историческому наследию, становлению духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Задачи:

-представить свой опыт организации экскурсионной работы с учащимися;

-показать  значимость  экскурсионной работы в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка.

Актуальность. При всей информированности нашего общества и его возможностях культурное наследие нашей страны  пока в значительной степени остается за пределами эффективного влияния личностного становления подрастающего поколения. Экскурсии являются одним из средств оказания влияния на систему ценностей ребёнка в тот период, когда она находится в процессе становления, тем более,  что экскурсия обеспечивает  непосредственное соприкосновение  с духовно-культурным наследием.

В своей работе я активно использую экскурсионную работу как средство активизации познавательного интереса учащихся.   Экскурсии  расширяют кругозор детей, не только углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, но и способствуют становлению патриотического сознания, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.

Не совсем будет правильным только информировать учеников о музеях и выставках, стремиться использовать музей только как наглядное пособие к урокам литературы, истории.  Представляется, что увиденное на экскурсии должно вызвать у ребят положительные эмоции, стать личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры и искусства будет иметь воспитательный эффект,  когда его воздействие своевременно и эффективно. Мы организовали  большое количество самых разнообразных экскурсий, которые можно разделить на несколько тематических направлений:

История и культура нашей Родины (Исторический музей, Оружейная палата, Алмазный фонд, музей Вооружённых сил, усадьбы Коломенское, Санкт-Петербург, Волгоград, Самара , Малоярославец,  Мышкин, Ярославль,  Полотнянный двор);

Природа (Зоологический, Кунсткамеру , Ботанический сад, Самарская Лука);

Наука и техника (музеи Минералогии, Политехнический, Авиации и военно-воздушных сил, Космонавтики, Экпериментаниум, Аэрокосмический музей.)

Эстетическое направление (театры МХАТ, театр Калягина, Театр в Тольятти, Третьяковская галерея, , Музей изобразительных искусств, Музей искусств Востока, Эрмитаж, Петергоф, Кремль и многое другое);

Православные храмы  в городах ( в Москве,  Сергиев -Посад, Владимир, Суздаль, Малоярославец, Углич, Ярославль и многое другое)

Краеведение. Активное  использование экскурсий предлагаемых турагентами города Тольятти отмечено   грамотой  за тесное и долгое сотрудничество с   «Тольятти тур».

      

Организуя экскурсии  учитывю:

     - индивидуальные личностные особенности школьников.

     - прислушиваюсь к пожеланиям ребят.

     - возрастные особенности учащихся.

Большинство подростков обладают некоторыми знаниями о жизни и деятельности выдающихся писателей, композиторов, художников, актёров,  однако их осведомлённость в различных видах искусства неодинакова. У них не хватает познаний в области живописи, классической музыки, скульптуры, архитектуры и эти пробелы вполне  можно восполнять в ходе экскурсий в музеи, картинные галереи, различные города нашей Родины.

  Восприятие  истории, литературы, музыки, живописи носит личностный, индивидуальный характер, сопряжено с раздумьями и самооценкой. Моим воспитанникам становится интересно посещать различные выставки, театры.   Девочки в большей степени интересуются живописью, классической музыкой, поэзией, театром. Мальчиков привлекает наука и техника, героика, приключения, фантастика. Хотела бы сказать об одном важном условии, без которого любая экскурсия не будет успешной- это внимание участников экскурсии, умение слушать и слышать.  Воспитать в себе умение быть внимательным – значит научиться чувствовать и понимать окружающую действительность, искусство. Внимание должно быть «направленным» и в то же время широким, улавливающим как внешнее, так и внутреннее, суть, смысл явления и подробности. Внимание должно быть творческим, пробуждающим фантазию и воображение. Прежде чем отправиться на экскурсию даю детям задание собрать изначальную информацию о нашем маршруте. Поинтересоваться местами нашего пребывания, достопримечательностями. Знакомлю с программой нашего путешествия маленького или большого.

После экскурсий мы  обмениваемся  впечатлениями об увиденном и услышанном ими. Это,  конкурсы, викторины, оформление газет, обмен фотографиями.

   В заключение хочется отметить, что такое средство обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе. Ведь именно благодаря экскурсиям можно познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. Экскурсии очень помогают мне в моей воспитательной работе по формированию и становлению у моих воспитанников чувства патриотизма. Это понятие многогранно и включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традиции;   
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

 

Экскурсионную работу веду со своими учениками начиная с 5 класса как классный руководитель и  преподаватель  работающий на параллели. На выходе из школы, провожая во взрослую жизнь, я уверена в том , что мои воспитанники приобрели за годы учения положительный духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества. Жизненный путь моих выпускников яркое тому свидетельство.

 

Список литературы:

1.К. А. Кирюханцев, И. А. Гизатова .Педагогика: традиции и инновации. г. Челябинск. 2012 г

2. Патриотическое воспитание в школе . И.Агапова, М. Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002

3.http://www.prodlenka.

Горячие линии психологической помощи

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти «Школа №90» (ИНН ), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с Политикой конфиденциальности сайта >>>

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ «Школа №90» с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Любое копирование, использование, распространение, публикация на других сайтах и в социальных сетях, а также передача персональных данных несовершеннолетних, опубликованных на официальном сайте МБУ «Школа №90», без письменного согласия родителей (законных представителей) будут являться нарушением законодательства Российской Федерации.

Пожалуйста, ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности нашего сайта. 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!



 
  Главная    
Яндекс.Метрика