МБУ "Школа №90"
Школьный портал
       
Подростковый возраст и его особенности
Администрация

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии различать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения, формируется воля, происходит становление личности. От того, как ребенок пройдет этот непростой период, с каким багажом ценностей он выйдет во взрослую жизнь в полной мере зависит от родителей.

Анатомо – физиологические особенности подростков

Основная особенность подросткового возраста – это резкие гормональные и функциональные изменения в организме  – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой  системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Психологические особенности подросткового возраста

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение сверстников,  коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Поэтому родителям необходимо следить за тем, как они разговаривают (стиль,  манера) и что говорят своему ребенку, надо помнить, что время монологов ушло, вместе с взрослением ребенка наступило время разговоров на равных, то есть время диалогов. Необходимо больше интересоваться мнением взрослеющего человека о повседневной жизни семьи. Чаще спрашивать совета, например о серьезных покупках, предстоящих совместных поездках. Можно задавать вопросы из серии «А как ты думаешь?», можно просто сказать «Нужен твой совет». Ребенок должен чувствовать, что его мнение для вас важно. Только так можно создать атмосферу доверия.

Поведенческие особенности подросткового возраста

Необходимо учесть, что в подростковом возрасте происходит становление самооценки. Особенно важна для подростка оценка его внешности, его внутренних качеств, поэтому следует быть осторожным в критике. Крайне важно не сравнивать подростка с другими, не критиковать его в присутствии друзей. Это может лишить вас его доверия. Доверительность между вами и вашим ребенком развивает у него самоуважение, усиливает у него чувство безопасности и эмоционального комфорта, обучает умению устанавливать хорошие отношения с другими людьми. Дети в подростковом возрасте социально активны, им хочется поделиться своим мнением с кем то. Будьте благодарным слушателем. Если есть необходимость – деликатно, но убедительно отстаивайте свою точку зрения.

Подростковый возраст – возраст стремлений к познанию, кипучей энергии, жажды деятельности. Подросток накапливает опыт переживания различных эмоций, старается получить как можно больше различных впечатлений и ощущений. Считая, что с ним не может произойти ничего плохого, он иногда совершает неоправданно рискованные поступки. Поэтому важно помочь вашему ребенку, осознать какие поступки могут оказаться рискованными, и выработать правила безопасного  поведения. Для детей уверенность в себе является ключевым условием, помогающим добиться максимального результата во всех областях. Для родителей нет большей награды, чем успехи его ребенка.

Юридическая консультация

Статья 43.  ФЗ «Об образовании»:  Обязанности и ответственность обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

Статья 44. ФЗ «Об образовании»: Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В УК РФ установлено два возрастных порога, при которых возможна уголовная ответственность: для одних преступлений – это 14 лет, а при других – 16 лет. Часть 2 статьи 20 Кодекса четко указывает на  преступления, за совершение которых субъект несет ответственность уголовного характера, наступающей с 14 лет.

В то же время необходимо учитывать и тот факт, что за некоторые проступки, за которые подросток может нести ответственность, начиная только лишь с 16 лет, содержат в себе некоторые элементы тех правовых нарушений, наказания за которые может наступить с 14 лет. Например, ответственность за бандитизм наступает только лишь по достижении 16 лет, но этот вид преступления, который является достаточно сложным, нередко состоит из грабежей, убийств и разбоев.

Административная ответственность представляет собой одну из форм, в виде которой государство реагирует на правонарушения административного направления. В данном случае ответственность должны нести одновременно и родители, и подростки.

Дела по административным нарушениям, совершенными подростками, рассматривает специально для этого созданная комиссия. В результате чего учащийся может быть поставлен на учет ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), на родителей наложен штраф. 

 
  Главная    
Яндекс.Метрика