МБУ "Школа №90"
Школьный портал
       
Формирование нравственного и духовного здоровья
Администрация

 

Формирование нравственного и  духовного здоровья

на уроках истории и  во внеклассной работе

 

Орлова В. Р.,

 учитель истории 1 категории

МОУ школа №  90

 

Образование без воспитания К.Д. Ушинский сравнивал с безголовым уродом и обоснованно утверждал, что надлежащим подходом «можно арифметикой и химией развивать гуманность в человеке и даже обучение грамоте можно сделать гуманным и духовным. Каждый учебный предмет должен по-своему с присущей ему спецификой реализовывать задачи духовно-нравственного воспитания человека. Воспитание духовно здоровой, нравственно зрелой личности является центральной педагогической задачей: «человек как природный организм должен стать духовной личностью», имеющей «в душах духовный хребет и священный алтарь».

Задача государства – обеспечить, «…защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния  всех народов России».

В силу специфики своего предмета формирование нравственного и духовного здоровья школьников в учебной и во внеклассной работе является одним из приоритетных направлений.

В своей работе я из года в год стараюсь решить проблему: «Как сделать, чтобы уроки истории стали уроками жизни? Не только давали знания, но и воспитывали человека, гражданина. С какими нравственными и духовными ценностями школьник выйдет в этот мир? Чем будут мотивированы его дела и поступки?»

Мы рассматриваем нравственность как внутренне принятую человеком общественную мораль (сумму правил, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношения к проявлениям реального мира). В свою очередь, духовность – понятие, отражающее внутреннее состояние человека, его отношения с миром, с людьми, с самим собой.

В соответствии ценностно-деятельностным подходом в преподавании истории продуктом учебной деятельности являются:

-        умения решать нравственные задачи;

-        нести ответственность за свой выбор;

-        открыто высказывать собственное мнение;

-        разбираться в окружающей жизни;

-        решать проблемы на основе ненасилия, толерантности;

-        понимать значимость общественной и политической жизни.

Эффективность урока учителя во многом определяется включением учеников в самостоятельный поиск истины. Станет ли та или иная тема личностно-значимой или ученики будут сторонними наблюдателями. Можно вызубрить содержание, даты, понятия по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» и при этом разделять идеи нацизма.

Создание уроков сотрудничества – это кропотливый и длительный процесс перестройки мышления учащихся со схемы «услышал - запомнил – пересказал» к схеме «познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассниками) – осмыслил – сказал - запомнил - применил усвоенное в практической деятельности».

Так же результативность во многом определяется правильным определением целей урока.

-        Образовательные цели: какие важнейшие знания формируются; что самое главное из содержания урока должен усвоить ученик.

-        Развивающие: какие умения развиваются на основе оперирования материалом.

-        Воспитательные: каков вклад урока в воспитание нравственных качеств личности и его гражданской позиции (доброта, порядочность, целеустремленность, трудолюбие, патриотизм). Воспитание происходит как в процессе познания содержания учебного материала, так и в течение учебной деятельности, а так же общении учителя с учениками.

Привязанность человека к дому, городу, стране не возникает сама по себе: её нужно воспитывать. Формированию чувства любви к Родине у подрастающего поколения способствует решение следующих задач:

-        расширять мотивацию изучения истории Отечества;

-        воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;

-        привить учащимся навыки исследовательской работы;

-        создать условия для проявления творческих способностей.

Например, когда в 9-х классах я заканчиваю раздел «Великая Отечественная война» завершающим провожу урок «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи». Дети с большим интересом слушают своих одноклассников, рассказывают о своей семье и эту тему видят совсем с другой стороны - пропускают через себя. Узнают о таких фактах, что не поместилось на страницах учебника. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он – хранитель памяти о своих предках, и должен передать её потомкам.

Память о предках – это показатель нравственного здоровья нации.

Изучение малой Родины у нас воплотилось в проект «Лица Победы», посвященный 60-летию Победы, занявший в городском конкурсе социальных проектов «Обелиск» III_место. Этот проект признан Городским советом ветеранов лучшим в номинации «Доблесть и Честь». Дети встречались с ветеранами, записывали их воспоминания. Они понимают ценность общения с ветеранами, их с каждым годом становится все меньше и меньше, а знания и опыт, получаемые ребятами в процессе таких встреч, им необходимо передать будущим  поколениям, чтобы не повторилась война.

А один из участников  проекта продолжил исследовательскую работу, представив его на конгрессе молодых исследователей «Первые шаги в науку». В своей работе он показал боевой путь одного из ветеранов 19 квартала, награжденного многочисленными орденами и медалями.

Внеклассная работа  способствует освоению школьниками нравственных понятий, отражающих сущность нравственных  явлений. Нравственные понятия и представления трансформируются в чувства и убеждения, заставляющие ученика задуматься о соответствии своего поведения  требованиям общественной морали.

Большое значение придаю экскурсионной  работе. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Хотя экскурсии доставляют много хлопот, отнимают время, силы, но зато от них и отдача огромная.

Лучше узнаешь детей, и духовно дети становятся ближе. Изученное и сказанное на уроке предстаёт в практической плоскости, и уже в душах детей откладывается по-другому.

Как классный  руководитель и преподаватель  истории (сейчас я работаю в 10-х классах), начиная с 5-го класса, побывала  во многих исторических местах: Волгограде, Санкт-Петербурге, по Золотому кольцу. Ежегодные экскурсии в начале  и в конце учебного года по Тольятти и Самаре. Посетили заповедные места Самарской Луки, пещеру Степана Разина, Молодецкий  курган. Экскурсоводы всегда отмечали умение детей слушать и слышать и благодарили за внимание. Когда организуется экскурсия, всегда определяется её цель. Настраиваю детей на активное восприятие всего, что будем видеть и слышать. Все это наше наследие и достояние, наша духовность и культурная составная.

И ещё хочу сказать об очень важном для меня, как учителя. Все приемы и формы работы, вовсе  не самоцель, а средство воспитания, путь к душе и сердцу  учеников. Ведь знания сами по себе мало что стоят, если они не пропущены через сердце. Мне нужно, чтобы мои ученики осознали себя как продолжение тех, кто был до них, и  задумались о своем продолжении.

Таким образом, сформированные духовно-нравственные качества молодежи являются надежным фундаментом и гарантом прогрессивного развития общества.

«Как в прошедшем грядущее зреет, так  в  грядущем прошлое  тлеет». (Ахматова)

 
  Главная    
Яндекс.Метрика