МБУ "Школа №90"
Школьный портал
       
Первый раз - в пятый класс
Администрация

Подготовил школьный психолог
Глинчевская И.А.

Обучение, по своей природе и по особенностям его организации, процесс достаточно сложный.

А когда ребёнок переходит из начальных классов в среднюю школу, многое в его жизни оказывается новым: очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание уроков (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; новый классный руководитель; повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся; возрастающая сложность предметного содержания; новые отношения с учителями-предметниками; имеют место проблемы со старшеклассниками (например, в столовой, на перемени).

Это переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

Для некоторых детей такой переход является довольно сложным. Процесс перехода и взаимного приспособления класса к новым учителям и учителей к новому классу, не всегда протекает гладко. Изображение

Переход, из начальной школы в среднюю, связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

 В адаптационной период, дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. При слишком длительном процессе адаптации (больше 6 месяцев), а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу. 

Так же  у пятиклассников возникает проблема: снижение успеваемости, при переходе из начальной школы в «основную», у значительной части учащихся (около 20%). Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справится с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.

Это можно обосновать ещё и тем моментом, что пятиклассники – контингент школьников, вступающих в подростковый период развития. Родителям следует быть готовыми к изменению отношения учащихся к школьному обучению, так как первостепенными для школьников в подростковом возрасте будут являться взаимоотношения со сверстниками.

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у пятиклассника в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Учебные предметы будут изучаться избирательно. Отношение к учебному предмету зависит от отношения с учителем и отметок, которые он ставит. Так же вхождение учащихся в подростковый возраст, началом обучения в среднем звене, что требует от ученика высокой мобилизации собственных сил. Пятиклассники склонны реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности, нервозности, озабоченности.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Главная особенность подростка - личностная нестабильность.

Родителям следует быть готовыми к возможным проявлениям напряженности, беспокойства, раздражительности.

Но все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия.

В этот период, возникает новый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется в этот период и отношение детей к дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении со сверстниками. Это явление объясняется тем, что у детей формируются новые ценности, которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому.

Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при общении с ним.

 

Психологическая адаптация: 
  • Первое условие школьного успеха ребенка - безусловное его принятие, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и воз­можность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугива­ния, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как физические и психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школь­ному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораз­до труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ 
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарай­тесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую коман­дировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и так далее), сообщите об этом классному руководителю. Имен­но изменениями в семейной жизни часто объясняются внезап­ные перемены в поведении детей.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте слож­ные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей, пред­ложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
  • Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обра­щаться за помощью к классному руководителю.
  • В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. 
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятель­ностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одно­классникам и спрашивать уроки и т.д.
 

 

 

 

 
  Главная    
Яндекс.Метрика