МБУ "Школа №90"
Школьный портал
       
День народного единства
Администрация
Учитель: Орлова В.Р.
Проблема: праздник День народного единства для россиян новый и не все хорошо представляют его смысл и значение, знают об его истории .
Данный сценарий можно использовать для классного часа, внеклассного мероприятия как в основном звене так и в старших классах.
Цель:
  1. Рассказать учащимся о событиях Смутного времени начала XVII века.
  2. Нравственное и патриотическое воспитание учащихся на примерах героев  Народного ополчения 1611-1612 гг.
  3. Воспитывать уважение к защитникам Отечества; популяризация праздника «День народного единства»
Продукт: подготовка сценария и презентации.
Оборудование:
  1. Компьютер
  2. Мультимедиапроектор
  3. Экран
Сценарий
(слайд 1-2) Вступительное слово учителя. Презентация.
 
 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Сегодня мы перелистаем страницы истории и вспомним о событиях начала XVII века, когда была освобождена Москва и было положено начало выхода страны из Смуты, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. Этот день выбирался нашим правительством как день победы в освободительной войне 1612 года под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов.  Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания.
Итак, мы начинаем!
 
(слайд 3)  1 чтец. (Автор В.Фирсов.)
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет, Родина – не старится,
Не пускает старость на порог.
Мы прошли столетия с Россией
От сохи до звёздного крыла.
А взгляни – всё то же небо синее,
И над Волгой та же тень орла.
И ещё не мало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины.
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина – останется,
Если мы то чувство сохраним.
2 чтец.( Автор Н.Рубцов)
Взбегу на холм и упаду в траву
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы –
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
 
Песня. Славься.(Музыка:М.Глинка) исполняют учащиеся.
Сообщение учеников  о Смутном времени. Группа учеников (3-4 )
 
(слайд 4) Начало Смутного времени пришлось на царствование Бориса Годунова. Молва обвиняла его в гибели царевича Дмитрия. В 1601 году на Руси разразился голод. Повсеместно вспыхивали голодные бунты. В народе распространялись слухи, что царевич Дмитрий жив. В 1601 г. в Польше объявился человек, именовавший себя “счастливо спасшимся” царевичем Дмитрием. Московские власти заявили, что под его личиной скрывался беглый монах Григорий Отрепьев. Он сумел убедить польские власти в своем царском происхождении и получил поддержку задуманного им похода на Москву.
 В августе 1604 г. с отрядом из 3000 казаков и около 600 польских шляхтичей Лжедмитрий перешел русско-польскую границу. “Сына” Ивана Грозного повсюду встречали с ликованием, и его войско быстро росло. 13 апреля 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов, на престол возвели его сына Федора.
(слайд 5) 20 июня 1605 г. “царевич” Дмитрий торжественно въехал в Москву, встреченный колокольным звоном. Федор Годунов был низложен . Началось 11-месячное правление Лжедмитрия I. 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, “истинный царь” был убит, а на престол “выкрикнули” нового царя — Василия Шуйского. Однако Смута продолжалась.
(слайд 6) Появлялись все новые и новые самозванцы. Летом 1607 г. объявился Лжедмитрий П. Под его знамена собралось разношерстное воинство из казаков, части дворян и польско-литовских отрядов. Весной 1608 г. оно стояло под стенами Москвы, но взять город самозванцу не удалось, и он встал лагерем в селе Тушино.
(слайд 7) Положение Шуйского было тяжелым, и он решился просить помощи у соседей. В результате сложных дипломатических переговоров весной 1609 г. во внутренние дела России была втянута Швеция. Польский король Сигизмунд III, находившийся в состоянии войны со Швецией, увидел в этом усиление своего противника и также двинул войска в русские пределы. Начался тяжелейший для России период иностранной интервенции.
17 июня 1610 г. Василий Шуйский был низложен. Пришедшая к власти “семибоярщина” заключила мир с поляками, предложила русский престол королевичу Владиславу и впустила в Москву польские войска. Шведы захватили Новгород, осадили Псков.
(слайд 8) После 20-месячной осады 3 июня 1611 г. пал Смоленск. В начале 1611 г. в Рязани было сформировано ополчение под руководством П. Ляпунова. В него вошли дворяне, посадские люди, казаки южных уездов. Оно двинулось на помощь Москве, где поляки жестоко подавили восстание ее жителей. Начавшиеся разногласия руководителей и убийство казаками Ляпунова привели к распаду ополчения. Оно не оказало существенной поддержки восставшим. Остатки ополчения расположились под Москвой.
(слайд 9) Находящийся под арестом святейший патриарх Гермоген отказался сотрудничать с иноземцами. По городам Руси рассылаются его послания, в которых звучит призыв к освобождению Русской земли от захватчиков.
(слайд 10) Призывы Святейшего Патриарха были услышаны в Нижнем Новгороде. В сентябре 1611 года по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина начался сбор средств на формирование и содержание народного ополчения.
По предложению Кузьмы Минина на должность военного руководителя ополчения был призван князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
(слайд 11) Главной святыней ополчения становится икона Богородицы, перенесенная в Нижний Новгород из Казани.
(слайд 12) Какой путь из Нижнего до Москвы ближе – прямой или окольный? “Конечно, прямой!” - скажут некоторые. Оказывается, не всегда так бывает. Так и в 1612 году ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве через Балахну, Юрьевец-Волжский, Кострому, Ярославль. В Ярославле ополченцы пробыли до конца июля. Сюда подходило подкрепление со всех концов Руси, собирались деньги, подвозили оружие. И только в начале августа через Троице-Сергиев монастырь всенародное ополчение выступило к столице. Сюда же спешил и польский воевода – гетман Ходкевич.
(слайд 13) 20 августа ополченцы подошли к столице и заняли Земляной и Белый город. Казаки Трубецкого не присоединились к ним. 21 августа к Воробьевым горам подошел Ходкевич и 22 августа предпринял попытку прорваться к осажденному в кремле польскому гарнизону. Атака была отбита. 23 августа поляки перемещаются к Донскому монастырю и на следующий день атакуют Замоскворечье. В разгар боя казаки, не обращая внимания на приказ Трубецкого, вступают в бой на стороне ополченцев. Это придало еще больше отваги русским воинам, и поляки были отброшены. Еще месяц продолжалась осада Китай-города и Кремля. В начале ноября начался новый штурм, и Китай-город был взят.
Столица была в руках ополченцев. Польско-литовские захватчики с позором покинули Кремль и сдались на милость победителей.
В течение нескольких дней по московским улицам шли очистительные Крестные ходы с главными святынями Руси – иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской. Россия вновь стала свободной!
 
(слайд 14) “Спасители Отечества” ("Минин и Пожарский")
Сообщение ученика
 
О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание, что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкундинова из Балахны. Подробности о деятельности Минина становятся известными только с осени 1611 года, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена, . На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин. На следующий день содержимое грамоты было оглашено жителям. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказались страстные слова Минина:
 «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».  
   В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлеклись предложением Минина и, наконец, решили образовать ополчение, созвать служилых людей и собирать  деньги.
 Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину. Пожарский, едва оправившись от болезни, принял самое деятельное участие в защите столицы.
Слайд 15 . Рассказ об Иване Сусанине.
 В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки. Они хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава-сына короля Сигизмунда 3.Один отряд проник в костромские пределы и искал Михаила. Враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын Отечества, Сусанин решил погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противную сторону и известил Михаила об опасности; бывшие с ним успели увезти его.  Раздраженные поляки убили Сусанина. По восшествию на престол Михаила Федоровича (1613г) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтверждали и последующие государи.
 
Иван  Сусанин. Автор К.Рылеев. Читает группа учащихся(2ученика)
 
Рыдая, на лошадь Сусанин младой
 Вскочил и помчался свистящей стрелой. 
Луна между тем совершила полкруга;
Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
На небе восточном зарделась заря,
Проснулись сарматы — злодеи царя.
«Сусанин! — вскричали, — что молишься богу?
Теперь уж не время — пора нам в дорогу!.»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят не шелохнясь и дуб и береза;
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит
И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за" другом идут в молчанье сарматы;
Все дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес —
Все глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними;
И сосны и ели, ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мертво и глухо...
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —
Убейте! замучьте. — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!».
Показывается фильм (Кузьма Минин и Пожарский). Видеохрестоматия по истории России 17в. «Ожившая история».
Заключительное слово учителя
 
В начале XVII столетия, народы России, объединенные идеями согласия и сплочения, сохранения государственности смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества. История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открывало путь к укреплению независимости государства и способствовала развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия. Так было и в 1812 году и во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.. Наша сила в единстве!
 
Звучит песня «Священная война.»  Исполняют учащиеся.
3 чтец. (В качестве музыкального сопровождения звучит сюита Г.Свиридова «Время вперед!»)
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна!
 
Звучит песня. Мелодия «Я, ты, он, она.»  Композитор(музыка) Тухманов Д. 
Исполняют учащиеся.  Сопровождается показом презентации с картинами о России. Танцевальная группа готовит танец к этой песне. 
 
Список ресурсов:
 
1.Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия.2006(3СД).-М.:ООО «Кирилл и Мефодий,»
2006.
2.Дюжаков А.М.Устный журнал «День народного единства.» Сайт Фестиваля педагогических идей  «Открытый урок.» .
3.Ожившая история. Видеохрестоматия по истории России 17 века. «Минин и Пожарский.». ООО «Мир знаний.»
4.Интернет- ресурсы по истории Смутного времени .

 

 
  Главная    
Яндекс.Метрика