МБУ "Школа №90"
Школьный портал
       
Возрастные особенности учащихся 1-5 кл.
Администрация

Подготовил школьный психолог

Глинчевская И.А. 

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Главная особенность детей этого возраста — первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.

Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.

ИзображениеВнимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) первоклассник умеет плохо.

Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.

Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.

Что есть школа для ребенка? Место, где дети общаются друг с другом? Или место, где они приобретают знания и умения? Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка — институтом, в котором ребенок осваивает необходимый ему в последующем социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента. Первый — это знания и умения. Второй — взаимодействие со сверстниками, то есть с людьми близкого тебе социального положения. Третий — взаимодействие с педагогами, то есть с людьми более высокого в данной ситуации социального статуса. Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана.

К примеру, без освоения учебного взаимодействия с педагогом вряд ли будет возможно успешное получение знаний и умений, да и взаимодействие со сверстниками будет нарушено. Без умения взаимодействовать со сверстниками пребывание в школе станет эмоционально дискомфортным, взаимодействие с педагогом — конфликтным, а приобретение знаний — занятием неприятным и поэтому также неуспешным. Трудности в приобретении знаний также нарушат взаимодействие с педагогом, снизят статус ребенка в среде сверстников. Таким образом в позицию школьника включается умение организовать учебное и внеучебное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Важно отметить, что фундаментом этого умения является опыт взаимодействия ребенка в семье. Он основывается на ролевых позициях, в которых ребенок общается со своими родителями. Можно условно выделить шесть основных родительских ролевых позиций для ребенка младшего школьного возраста:

·         «Забота – опека»

·         «Контроль – требования»

·         «Сверхзабота, беспокойство, сверхопека»

·         «Суперконтроль – супертребования

·         «Наблюдение – отстранение»

·         «Слияние: ребенок — смысл жизни».

Интересно, что и педагог тоже чаще всего реализует одну из таких же ролей. Понятно, что ребенок, привыкший к взаимодействию с определенной родительской ролью, будет ожидать того же от педагога и испытывать трудности при встрече с другой позицией взрослого.

Ролевые позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», а также «слияние: ребенок — смысл жизни» чаще встречаются дома и реже — в школе и поэтому являются источником трудностей в школе и осложняют взаимодействие ребенка со сверстниками.

Получается, что от того, как мы взаимодействуем с детьми дома, во многом зависит успешность ребенка в школе.

ВТОРОЙ КЛАСС

В это время происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает учиться оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи.

Следует иметь в виду, что у некоторых детей возможно снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу.

В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребенку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Учитель продолжает оставаться значимой фигурой. Но появляется более личностное отношение к нему — стремление к общению с ним на переменах, прогулках.

Появляется способность дифференцировать личностные качества сверстников.

У некоторых второклассников может наблюдаться сильное стремление к лидерству. Между некоторыми детьми появляется соперничество.

Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но это им еще трудно делать.

Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.

ТРЕТИЙ КЛАСС

В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию.

Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции.

Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Ребенок перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте ребенок перестает хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться».

У некоторых детей закрепляются социальные страхи — сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит с снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий.

Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность.

Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит ее наглядное отображение.

Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.

Развиваются произвольные внимание и память. Но устойчивость внимания может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительного заболевания.

Ребенок становится критичнее к педагогу, может сформулировать то, что нравится в нем и что не нравится.

Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.

У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации.

Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.

Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишне сильная опека начинает его угнетать.

Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

В это время заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.

Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.

Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

ИзображениеДальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.

Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.

Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.

Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.

Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами и пр.

Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение.

При формировании позитивных новообразований нужно помнить, что в этом возрасте есть риск появления и негативных. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.

Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.

ПЯТЫЙ КЛАСС

Многие из родителей заметили, что дети вдруг стали какими-то не такими, как раньше. С ними стало труднее, беспокоиться о них приходится больше. Но дети просто начали взрослеть. Кто-то, совсем потихонечку – делает только первые шаги, а кто-то уже активно пробует взрослость. Это и есть первые проявления подросткового периода.

Прежде всего, стоит обратить внимание на эмоциональное взросление детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения становится не игра, а познание окружающих, а через них — себя. Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи — «сегодня с одними, завтра с другими». Поскольку свой внутренний мир кажется еще таким хрупким и беззащитным, происходит снижение самооценки. Во взаимоотношениях со сверстниками это может проявляться в желании сказать другому то, чего сам ребенок боится. К примеру, один отвечает, а другой комментирует: «Фу, глупость какая!» Или если один ошибается, другой добавляет: «Ой, да она всегда так делает», — а остальные смеются.

В отношениях с родителями это может проявляться в обостренном желании поддержки, в том числе ревности к младшим или в придумывании ситуации, чтобы мама пожалела.

Помимо эмоционального взросления нужно выделить и поведенческое, то есть отражение взросления в поведении. Это прежде всего борьба за самостоятельность, требование позволить делать все, что хочется. Обидчивость, раздражительность, яркое отстаивание того, что запрещают, даже если это совсем не необходимо.

Можно выделить также желание ребят попробовать себя в новых ролях, например: «Сотру оценку — что получится?» или «Откажусь делать домашнее задание — что будет?».

Взросление – это хорошо или плохо? Конечно, хорошо, но возможны некоторые осложнения, которые стоит учитывать. Прежде всего, это переутомление учащихся. После четвертого урока многим сложно спокойно сидеть, выдерживать темп, у детей наблюдается снижение концентрации внимания. У некоторых учащихся возникают психосоматические проявления. Возможно повышение конфликтности взаимодействий в семье.

В этот важный период родителям необходимо:

— осознать начало взросления детей, принять это;

— расширить сферу проявления самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, не стремиться вернуть детские качества, контроль за детьми;

— понимать возможности детей, давать им право на ошибку;

— оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого.

По материалам журнала «Школьный психолог»

 
  Главная    
Яндекс.Метрика